Новости и события

Интерактивный стол в работе логопеда: 4 способа использования

Интерактивные столы набирают популярность среди педагогов самых разных учебных заведений. Они показывают свою эффективность и в детских садах, и в школах. Наряду с общей программой, столы используются и в работе узких специалистов — психологов, логопедов, дефектологов.

Как интерактивный стол может помочь в развитии речи ребенка и о способах его эффективного применения расскажем в этой статье.

Возможности интерактивного стола в развитии речи

Современные дети активно постигают азы работы с гаджетами еще до того, как научатся говорить. Интерактивный стол похож на большую и веселую игрушку, но способен не только развлечь, но и помочь в работе педагога.

Интерактивный стол — это компьютер с мультимедийным мультитач-экраном. Существует множество приложений для разных целей и уровней обучения.

Отдельно можно выделить целый ряд программ для коррекционной работы. Логопедические приложения направлены как на общее развитие речи детей, так и на работу с конкретными проблемами, в том числе и психологического характера.

Занятия в игровой форме не напрягают детей и проходят незаметно для них. Ребенок в естественной для себя среде учится выговаривать буквы и слова правильно.

Основные функции интерактивного стола в работе логопеда:

  • диагностика речевых проблем у детей;
  • дидактический материал для обучения;
  • отработка речевых навыков на практике.

Логопедический интерактивный стол успешно используется при диагностике и лечении следующих нарушений:

  • речевой негативизм;
  • задержка речевого и психоречевого развития;
  • дизартрия;
  • алалия и дислалия;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • ранний аутизм.

Если начать решать проблему в раннем возрасте, с помощью логопеда чаще всего удается устранить даже тяжелые нарушения. Наряду с другими инструментами интерактивные столы показывают высокую эффективность и одобрены ФГОС как рекомендуемый пункт материально-технического обеспечения.

С помощью интерактивного стола решаются и другие задачи — формируются моторные навыки, улучшается концентрация внимания и появляется умение работать в команде.

  1. Диагностика речевых нарушений с помощью интерактивного стола

С помощью предустановленных программ логопедической направленности специалист может проводить диагностику речевых нарушений у детей. Для этого ребенку предлагается выполнить ряд заданий, соответствующих его возрасту и навыкам.

Оценочная шкала при выполнении заданий помогает специалисту выявить те или иные нарушения даже на раннем этапе, когда они еще не проявились в полной мере. Своевременная коррекция в таких случаях — практически стопроцентная гарантия быстрого результата.

Дети также могут видеть результаты тестирований и выполнения заданий. Это мотивирует их к достижению результата. Отсутствие отрицательных значений шкалы мягко приучает детей к оценке своего труда без негатива.

Многочисленные тестирования для ребенка — это всегда стресс. В ответах на вопросы дети зажимаются, говорят тихо и неуверенно. Это затрудняет адекватную диагностику и часто приводит к неверным выводам. На столе дети занимаются с удовольствием, и тестирование проходит для них незаметно и весело.

  1. Презентация материала с помощью интерактивного стола учащимся и родителям

Возможности интерактивного стола можно использовать для презентаций нового материала воспитанникам детских садов. Сложный для восприятия материал, поданный в наглядной форме с помощью ярких картинок, активно воспринимается и запоминается детьми.

В работе логопеда важно взаимодействие с родителями дошкольников. С помощью стола специалист может:

  • рассказать родителям о методиках коррекционной работы с ребенком;
  • показать, как родители могут помочь ребенку в развитии речи дома;
  • наглядно продемонстрировать ход занятия на практике.

Интерактивный стол совместим с компьютером или ноутбуком, планшетом и экраном проектора. Наличие USB-выхода позволяет быстро установить на него обучающие программы или хранить рабочие файлы для демонстрации родителям, коллегам или учащимся.

Дети могут изучать материал в игровой форме, с помощью викторин или обучающих фильмов в зависимости от возраста. Важным преимуществом интерактивного стола является возможность взаимодействовать с неговорящими в силу возраста или определенных нарушений детьми. 

Материал, адаптированный под направленность той или иной группы, быстро усваивается ребенком и надолго остается в памяти. Яркая картинка и подвижные элементы, чувствительные к касанию, вызывают интерес, и дети меньше отвлекаются в ходе занятия.

  1. Практические занятия с логопедом с помощью интерактивного стола

Многим детям с нарушениями речи трудно начать говорить при посторонних взрослых. Это затрудняет занятия, поскольку снять этот блок бывает не так просто. Интерактивный стол имеет несколько преимуществ:

  1. Занятия проходят в игровой форме, ребенок не чувствует, что это сложная работа.
  2. Прикосновения к картинкам развивает мелкую моторику и тактильные навыки, что важно при нарушениях речи.
  3. Дети меньше устают и мотивированы посещать занятия с логопедом.

На занятиях с интерактивным столом ребенок получает задания по возрасту. Это может быть:

  • задача назвать предмет;
  • произнесение слов по слогам;
  • отработка сложных звуков;
  • развитие артикуляции;
  • задания на логику и внимание.

Разнообразие программ позволяет подобрать именно то, что нужно в конкретном случае. Это позволяет работать как с малышами, так и с детьми постарше.

Вот некоторые примеры логопедических заданий для детей разного возраста:

  • вопрос-ответ, где дети отвечают с помощью микрофона;
  • рисование пальцами для развития тактильных навыков;
  • сортировка по группам с произношением;
  • программы для тренировки артикуляции и фонетики;
  • пересказ текста.

Обычно дети работают в небольших группах, что создает здоровую конкуренцию и одновременно учит работать в команде. Общение со сверстниками под присмотром логопеда помогает развивать речевые навыки и способствует устранению нарушений.

  1. Интерактивный стол в работе логопеда для детей с ОВЗ

Со столом могут работать дети с ограниченными возможностями здоровья. В таких случаях занятия проводятся индивидуально или малыми группами по 2-3 человека.

Для работы с аутичными детьми наибольшую эффективность показывает система PECS. Во многих случаях это единственный способ альтернативной коммуникации. В функционал интерактивного стола для логопеда может быть включена подобная программа.

Гибкость программного обеспечения позволяет создавать и собственные методические пособия по работе с детьми с разными нарушениями речи, в том числе и при аутизме.

Существуют и программы для снятия стресса у детей с ранним аутизмом и другими психоречевыми расстройствами. Частая смена деятельности не дает ребенку переутомиться и замкнуться, что делает методики с использованием интерактивного стола одними из самых мягких.

Многие специалисты, использующие компьютерную технику в своей работе, отмечают ее эффективность в различных ситуациях. Интерактивный стол создает комфортную среду для развития речевых способностей ребенка, снимает блоки и зажимы, а также вызывает желание возвращаться к занятиям снова.