Интерактивные столы набирают популярность среди педагогов самых разных учебных заведений. Они показывают свою эффективность и в детских садах, и в школах. Наряду с общей программой, столы используются и в работе узких специалистов — психологов, логопедов, дефектологов.
Как интерактивный стол может помочь в развитии речи ребенка и о способах его эффективного применения расскажем в этой статье.
Возможности интерактивного стола в развитии речи
Современные дети активно постигают азы работы с гаджетами еще до того, как научатся говорить. Интерактивный стол похож на большую и веселую игрушку, но способен не только развлечь, но и помочь в работе педагога.
Интерактивный стол — это компьютер с мультимедийным мультитач-экраном. Существует множество приложений для разных целей и уровней обучения.
Отдельно можно выделить целый ряд программ для коррекционной работы. Логопедические приложения направлены как на общее развитие речи детей, так и на работу с конкретными проблемами, в том числе и психологического характера.
Занятия в игровой форме не напрягают детей и проходят незаметно для них. Ребенок в естественной для себя среде учится выговаривать буквы и слова правильно.
Основные функции интерактивного стола в работе логопеда:
- диагностика речевых проблем у детей;
- дидактический материал для обучения;
- отработка речевых навыков на практике.
Логопедический интерактивный стол успешно используется при диагностике и лечении следующих нарушений:
- речевой негативизм;
- задержка речевого и психоречевого развития;
- дизартрия;
- алалия и дислалия;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- ранний аутизм.
Если начать решать проблему в раннем возрасте, с помощью логопеда чаще всего удается устранить даже тяжелые нарушения. Наряду с другими инструментами интерактивные столы показывают высокую эффективность и одобрены ФГОС как рекомендуемый пункт материально-технического обеспечения.
С помощью интерактивного стола решаются и другие задачи — формируются моторные навыки, улучшается концентрация внимания и появляется умение работать в команде.
- Диагностика речевых нарушений с помощью интерактивного стола
С помощью предустановленных программ логопедической направленности специалист может проводить диагностику речевых нарушений у детей. Для этого ребенку предлагается выполнить ряд заданий, соответствующих его возрасту и навыкам.
Оценочная шкала при выполнении заданий помогает специалисту выявить те или иные нарушения даже на раннем этапе, когда они еще не проявились в полной мере. Своевременная коррекция в таких случаях — практически стопроцентная гарантия быстрого результата.
Дети также могут видеть результаты тестирований и выполнения заданий. Это мотивирует их к достижению результата. Отсутствие отрицательных значений шкалы мягко приучает детей к оценке своего труда без негатива.
Многочисленные тестирования для ребенка — это всегда стресс. В ответах на вопросы дети зажимаются, говорят тихо и неуверенно. Это затрудняет адекватную диагностику и часто приводит к неверным выводам. На столе дети занимаются с удовольствием, и тестирование проходит для них незаметно и весело.
- Презентация материала с помощью интерактивного стола учащимся и родителям
Возможности интерактивного стола можно использовать для презентаций нового материала воспитанникам детских садов. Сложный для восприятия материал, поданный в наглядной форме с помощью ярких картинок, активно воспринимается и запоминается детьми.
В работе логопеда важно взаимодействие с родителями дошкольников. С помощью стола специалист может:
- рассказать родителям о методиках коррекционной работы с ребенком;
- показать, как родители могут помочь ребенку в развитии речи дома;
- наглядно продемонстрировать ход занятия на практике.
Интерактивный стол совместим с компьютером или ноутбуком, планшетом и экраном проектора. Наличие USB-выхода позволяет быстро установить на него обучающие программы или хранить рабочие файлы для демонстрации родителям, коллегам или учащимся.
Дети могут изучать материал в игровой форме, с помощью викторин или обучающих фильмов в зависимости от возраста. Важным преимуществом интерактивного стола является возможность взаимодействовать с неговорящими в силу возраста или определенных нарушений детьми.
Материал, адаптированный под направленность той или иной группы, быстро усваивается ребенком и надолго остается в памяти. Яркая картинка и подвижные элементы, чувствительные к касанию, вызывают интерес, и дети меньше отвлекаются в ходе занятия.
- Практические занятия с логопедом с помощью интерактивного стола
Многим детям с нарушениями речи трудно начать говорить при посторонних взрослых. Это затрудняет занятия, поскольку снять этот блок бывает не так просто. Интерактивный стол имеет несколько преимуществ:
- Занятия проходят в игровой форме, ребенок не чувствует, что это сложная работа.
- Прикосновения к картинкам развивает мелкую моторику и тактильные навыки, что важно при нарушениях речи.
- Дети меньше устают и мотивированы посещать занятия с логопедом.
На занятиях с интерактивным столом ребенок получает задания по возрасту. Это может быть:
- задача назвать предмет;
- произнесение слов по слогам;
- отработка сложных звуков;
- развитие артикуляции;
- задания на логику и внимание.
Разнообразие программ позволяет подобрать именно то, что нужно в конкретном случае. Это позволяет работать как с малышами, так и с детьми постарше.
Вот некоторые примеры логопедических заданий для детей разного возраста:
- вопрос-ответ, где дети отвечают с помощью микрофона;
- рисование пальцами для развития тактильных навыков;
- сортировка по группам с произношением;
- программы для тренировки артикуляции и фонетики;
- пересказ текста.
Обычно дети работают в небольших группах, что создает здоровую конкуренцию и одновременно учит работать в команде. Общение со сверстниками под присмотром логопеда помогает развивать речевые навыки и способствует устранению нарушений.
- Интерактивный стол в работе логопеда для детей с ОВЗ
Со столом могут работать дети с ограниченными возможностями здоровья. В таких случаях занятия проводятся индивидуально или малыми группами по 2-3 человека.
Для работы с аутичными детьми наибольшую эффективность показывает система PECS. Во многих случаях это единственный способ альтернативной коммуникации. В функционал интерактивного стола для логопеда может быть включена подобная программа.
Гибкость программного обеспечения позволяет создавать и собственные методические пособия по работе с детьми с разными нарушениями речи, в том числе и при аутизме.
Существуют и программы для снятия стресса у детей с ранним аутизмом и другими психоречевыми расстройствами. Частая смена деятельности не дает ребенку переутомиться и замкнуться, что делает методики с использованием интерактивного стола одними из самых мягких.
Многие специалисты, использующие компьютерную технику в своей работе, отмечают ее эффективность в различных ситуациях. Интерактивный стол создает комфортную среду для развития речевых способностей ребенка, снимает блоки и зажимы, а также вызывает желание возвращаться к занятиям снова.